Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

Преобразования бюджетной системы Россиив XIX веке

С 1802 года начинается новый период в развитии российского бюджета. В законе 1802 года "Об учреждении министерств" говорится, что министр финансов должен в конце каждого года составлять для наступающего года подробный штат общих государственных расходов и производить разассигнование государственных доходов по разным частям государственных расходов.

Начало нового периода тесно связано с именем М. М. Сперанского, который в 1810 году внес в только что учрежденный Государственный совет свой знаменитый "План финансов", заключавший в

себе целый ряд указаний относительно бюджета, его составления, классификации доходных и расходных статей и его значения как законодательного акта, обязательного к исполнению в точном соответствии с имеющимися статьями.

Манифестом 25 июня 1811 года 108 были установлены уже вполне определенные правила для составления росписи. Тем не менее бюджеты с 1807 года и в течение всего XIX века составлялись с дефицитом, покрываемым путем постоянного роста займов и выпуска ассигнаций.

Одним из наиболее существенных недостатков в организации бюджетного управления того времени было отсутствие единства кассы. Каждое министерство само получало свои доходы, само производило свои расходы, имея свою кассу, независимую от какой-либо центральной кассы. Это исключало сколько-нибудь действенный контроль в бюджетной сфере и расстраивало всю бюджетную систему России.

С 1852 года по инициативе Николая I была начата подготовка бюджетной реформы, в результате которой 22 мая 1862 года императором Александром II были утверждены новые Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи 109 , совместно с Указом Сенату о приведении Правил в действие.

Эти правила в определенной степени позволили утвердить один из основных принципов построения бюджетов, а именно, принцип единства и полноты бюджета, единства кассы, а также заложить основы государственного контроля в бюджетной сфере. В 1867 году начинают выходить систематические отчеты государственного контроля по исполнению государственных росписей.

В целом, с введением правил 1862 года многие внешние недостатки бюджетной системы России были формально устранены и бюджет получил законченный вид.

Во второй половине XIX века государственные росписи составлялись следующим образом: общая роспись государственных доходов и расходов составлялась министром финансов, а материалом ему

служили частные финансовые сметы министерств и главных управлений. Доходы и расходы в этих сметах распределялись на параграфы, а последние — на статьи (прообраз современной бюджетной классификации).

Весь бюджетный процесс, в частности, сроки представления, рассмотрения, утверждения смет, конкретные лица, ведомства и учреждения, ответственные за тот или иной этап, были определены законом от 8 июня 1893 года 110 .

Некоторое улучшение финансового положения России в конце 60-х-начале 70-х годов XIX века было разрушено русско-турецкой войной. Внешние займы стали практически невозможными из-за враждебно настроенных Англии и Франции, и главным источником покрытия расходов стал выпуск кредитных билетов. На протяжении многих последующих лет кредит оставался главнейшим источником и средством равновесия российского бюджета.

К числу важнейших внешних мер по улучшению бюджета следует отнести более точную классификацию доходов и расходов, введенную 14 июня 1891 года, а также более строгое разделение обыкновенных и чрезвычайных доходов и расходов, установленное правилами (мнениями Государственного Совета) 1894, 1897 и 1900 годов.

Эти новые акты позволили в некоторой степени упорядочить бюджетный дефицит и получить более ясную картину истинного положения дел в бюджетной сфере.

Законы финансового содержания по мере их утверждения публиковались Правительствующим Сенатом в Собрании узаконений и распоряжений правительства, а потом разносились по двум законодательным сборникам: 1) Полное собрание законов Российской империи, содержащее в хронологическом порядке все законы, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича 1649г., и 2) Свод законов Российской империи, содержащий действующее на тот момент законодательство 111 .

В конце 90-х годов XIX века нормы финансового законодательства содержались практически во всех томах Свода законов:

1-й том — основные государственные законы; учреждение Государственного совета; учреждение Государственной думы; правила о

порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных; учреждение комитета финансов; учреждение Совета министров и другие законы о центральных финансовых учреждениях;

2-й том — законы о местных финансовых учреждениях;

3-й том — уставы о службе гражданской и пенсиях;

4-й том — уставы о повинностях земских и воинской;

5-й том — уставы о прямых налогах, положение о пошлинах за право торговли и других промыслов, устав об акцизных сборах, положение о государственном квартирном налоге;

6-й том — уставы таможенные;

7-й том — уставы монетный и горный;

8-й том — уставы лесной, о казенных оброчных статьях, уставы счетные;

9-й том — о правах и обязанностях сословий в финансовом отношении;

10-й том — о казенной собственности, о казенных подрядах и поставках по гражданскому ведомству и о сборах межевых;

11-й том — уставы кредитный, торговый и о пошлинах с привилегий;

12-й том — уставы о городском и сельском хозяйстве;

13-й том — уставы об обеспечении народного продовольствия;

14-й том — устав паспортный;

15-й том — о наказаниях за некоторые правонарушения финансового характера;

16-й том — постановления о сборах при судопроизводстве.

Продолжением Свода законов служили так называемые узаконения, часто запаздывающие. Правительство периодически издавало специальные "Собрания узаконений". Финансовые законы постоянно дополнялись и разъяснялись массой административных распоряжений.

С 1856 по 1883 год министерством финансов издавался Указатель правительственных распоряжений по министерству финансов, который с 1884 года стал помещаться в журнале "Вестник финансов, промышленности и торговли". Журнал этот помимо официальной части содержал сведения об иностранном финансовом законодательстве, статистические данные о торговле и финансах разных государств, специальные финансовые и коммерческие статьи. Подобным журналом было и выходившее с 1897 года "Русское экономическое обозрение".

Судебные решения, а именно, решения Правительствующего Сената, высшего органа административной и судебной юстиции, постепенно приобрели на практике силу источника права. Спорные вопросы финансового права разрешались Правительствующим Сенатом, преимущественно Первым департаментом, Первым общим собранием и Гражданским кассационным департаментом. Их разъяснения действующих законов печатались в особом сборнике министерства юстиции.

Официальными материалами по состоянию российского бюджета являлись:

  • 1) Государственная роспись доходов и расходов, с приложениями, содержащими финансовые сметы отдельных министерств и главных управлений, ежегодно публикуемая с 1862 года, а также Проект Государственной росписи доходов и расходов с объяснительной запиской министра финансов;
  • 2) Отчет Государственного контроля по исполнению Государственной росписи и финансовых смет, с приложениями и объяснительной запиской, ежегодно публикуемый с 1866 года;
  • 3) Кассовый отчет министерства финансов об оборотах сумм государственного казначейства, ежегодно публикуемый с 1870 года;
  • 4) Ежегодник Министерства финансов, издаваемый с 1869 года и содержащий сводные финансовые данные;
  • 5) Отчеты отдельных министерств и главных управлений периодического характера.

108 Манифест от 25.06.1811 г. "Об общем учреждении министерств" // Российское законодательство X-XX веков. Т. 6. М.: Юрид. лит., 1988.

109 Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений от 22.05.1862 // ПСЗ, 2. Т. 37. № 38309.

110 Иловайский С. И. Учебник финансового права. — Одесса, 1899. С. 252.

111 См: Иловайский С. И. Учебник финансового права. 5-е изд-е / Под ред. проф. Н. П. Яснопольского. — Одесса, 1912. С. 40-56.