Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

Современный этап развитиягосударственного финансового контроляв Российской Федерации

Качественно новый этап развития Российского государства, социально-экономические реформы и политические преобразования повлекли изменения в системе государственного финансового контроля. Принятие Конституции Российской Федерации и формирование новой системы государственных институтов положили начало современной истории развития финансового контроля.

Проблемы становления и развития государственного финансового контроля на новом этапе разрабатываются многими представителями финансовой и юридической науки: Ю. А. Данилевским 184 , А. С. Наринским

и Н. Г. Гаджиевым 185 , Е. В. Поролло 186 , Н. Д. Погосяном 187 , С. О. Шохиным 188 , В. В. Бурцевым 189 , Е. Ю. Грачевой 190 и другими.

По мнению С. О. Шохина, роль государственного финансового контроля особенно значительна в период перестройки используемых в России форм управления экономикой — от командных к рыночным. Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом — это система институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины 191 .

Правовую основу финансового контроля в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "О налоговых органах Российской Федерации", "О федеральных органах налоговой полиции", "О Счетной палате Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об аудиторской деятельности", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", указы Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ", "О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета", постановления Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, нормативные

акты органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Стержневой проблемой государственного финансового контроля в России остается отсутствие концептуальных основ его функционирования. Федеральный закон "О государственном финансовом контроле", необходимость принятия которого утверждалась Указом Президента от 25 июля 1996 года 192 , все еще находится на стадии разработки.

В современной экономической и юридической науке финансовый контроль классифицируется по нескольким основаниям.

В зависимости от правовой природы контрольных органов финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский).

Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти общей и специальной компетенции, выступает как общегосударственный финансовый контроль. Контроль финансово-хозяйственной деятельности отдельных министерств и иных исполнительных органов за подведомственными им предприятиями и учреждениями является ведомственным государственным финансовым контролем.

По времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Предварительный, предшествующий проведению финансовых операций, представляет собой проверку различных финансовых планов, смет, проектов образования и расходования фондов денежных средств и т. п.

Текущий, или оперативный, финансовый контроль проводится в процессе образования и расходования финансовых ресурсов, выполнения обязательств перед бюджетом, осуществления денежных расчетов.

Последующий контроль направлен на проверку финансовой деятельности за истекший период, ее оценку с точки зрения законности и целевого использования финансовых ресурсов, полного и своевременного выполнения обязательств перед бюджетом, и т. д.

Финансовый контроль может быть обязательным и инициативным. Обязательный финансовый контроль проводится на основании требований законодательства РФ (например, обязательный ежегодный

аудиторский контроль открытых акционерных обществ) или по решению уполномоченных на то государственных органов (финансовых, налоговых, правоохранительных). Инициативный контроль может проводиться по решению администрации предприятия, учреждения, организации.

На основе провозглашенного российской Конституцией принципа разделения государственной власти на три самостоятельные ветви различают следующие виды государственного финансового контроля: президентский, контроль органов законодательной (представительной) власти, контроль органов исполнительной власти, судебный.

В соответствии с этой классификацией государственный контроль в финансовой сфере представлен следующими органами:

Президентский контроль

  • - Главное контрольное управление Президента РФ;
  • - полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

Контроль органов законодательной (представительной) власти

  • - Счетная палата РФ;
  • - контрольные органы (комитеты и комиссии) законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

Контроль органов исполнительной власти

  • - Правительство РФ;
  • - Министерство финансов РФ;
  • - Федеральное казначейство при Минфине РФ;
  • - Министерство РФ по налогам и сборам;
  • - Министерство имущественных отношений РФ;
  • - Министерство экономического развития и торговли РФ;
  • - Государственный таможенный комитет РФ;
  • - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу;
  • - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
  • - Федеральная служба налоговой полиции РФ;
  • - Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству;
  • - контрольные органы субъектов РФ;
  • - органы ведомственного контроля;
  • - иные органы исполнительной власти.

Контроль органов судебной власти (федеральных судов и судов субъектов РФ) осуществляется в процессе рассмотрения индивидуальных дел в связи с совершением административных правонарушений и уголовных преступлений в финансовой сфере.

Кроме того, значительными контрольными и надзорными полномочиями наделены Центральный банк РФ как орган контроля в банковской сфере и Прокуратура РФ.

Таким образом, в Российской Федерации на современном этапе сформирована достаточно разветвленная система финансово-контрольных органов. Особое значение для укрепления и эффективного функционирования государственного финансового контроля имеет принятие закона "О государственном финансовом контроле" и дальнейшее формирование прочной нормативной базы функционирования органов, его осуществляющих.

Длительная история формирования финансового контроля в России может быть проиллюстрирована хронологией создания государственных финансово-контрольных органов, осуществлявших свою деятельность в период с 1654 года до настоящего времени.

Годы Название государственного органа финансового контроля, краткая характеристика функций
1654-1678 Счетный приказ (приказ Счетного дела, приказ Столовых и счетных дел) — первый общегосударственный орган финансового контроля
1718-1755 Ревизион-коллегия - специальный орган общегосударственного финансового контроля
1755-1918 Казенные палаты - местные контрольные органы (в губерниях и уездах)
1755-1780 Экспедиция о государственных доходах - орган общегосударственного финансового контроля
1809-1811 Государственная экспедиция для ревизии счетов - контрольное подразделение при Государственном казначействе
1811-1836 Главное управление ревизии государственных счетов - орган общегосударственного финансового контроля
1821-1917 Департамент Государственного казначейства - контрольный орган при министерстве финансов
1836-1918 Государственный контроль - орган общегосударственного финансового контроля
1862-1868 Реформа Государственного контроля на основе плана преобразований В. А. Татарином
1866-1917 Контрольные палаты Государственного контроля - органы финансового контроля в губерниях и областях Российской империи
1918-1920 Народный комиссариат государственного контроля - первый социалистический орган государственного контроля
1920-1934 Рабоче-Крестьянская инспекция (РКИ, с 6.07. 1923 г. — Народный комиссариат РКИ СССР) — единый орган социалистического контроля (создан в результате реорганизации Народного комиссариата государственного контроля)
1923-1930 Финансово-контрольное управление (с 1927 г. — Главное управление финансового контроля) при Народном комиссариате финансов СССР
1934-1940 Комиссия советского контроля при СНК СССР
1936 Учрежден внутриведомственный финансовый контроль
1937-1992 Контрольно-ревизионное управление при НКФ СССР (Министерстве финансов СССР)
1940-1957 Народный комиссариат государственного контроля СССР (с 15.03. 1943 г. — Министерство государственного контроля СССР)
1957-1962 Комиссия советского контроля Совета Министров СССР (с 22.07. 1961 г. — Комиссия государственного контроля Совета Министров СССР)
1968-1992 Органы народного контроля (комитеты, группы и посты народного контроля) — контрольные органы общей компетенции
1981 Учрежден ведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений
1991 Создана Государственная налоговая служба - орган государственного налогового контроля
1992 Создана единая централизованная система органов федерального казначейства - органы бюджетного контроля
1993 Созданы федеральные органы налоговой полиции - правоохранительные органы, обеспечивающие экономическую безопасность РФ; наделены полномочиями финансового контроля
1993 Созданы таможенные органы РФ - специализированные органы таможенного и валютного контроля
1993-2000 Федеральная служба по валютному и экспортному контролю
1995 Создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему
2001 Создан Комитет РФ по финансовому мониторингу

184 Данилевский Ю. А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике. Дис… д-ра экономических наук. — М., 1993.

185 Наринский А. С., Гаджиев Н. Г. Контроль в условиях рыночной экономики. — М., 1994.

186 Порото Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. — М., 1996.

187 Погосян Н. Д. Счетная палата Российской Федерации. — М., 1998.

188 Шохин С. О, Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М., 1999.

189 Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000.

190 Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. — М., 2000.

191 См.: Шохин С. О. Указ. соч. С. 5, 26.

192 Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. № 1095 // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696.