Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

Совершенствование организации страховогодела в России в современный период

Одновременно с распадом СССР в 1991 году начался практически неуправляемый процесс демонополизации страхового дела, который поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.

Монополия страхования в СССР имела ряд существенных недостатков, которые в некоторых случаях перевешивали ее положительные стороны. Негативные стороны присущи монополии в любой сфере деятельности и являются оборотной стороной ее достоинств. Главные из них в сфере страхования следующие:

1. Громоздкость единого управленческого аппарата страховщика-монополиста, приводящая к неспособности гибко реагировать на изменение экономической обстановки, а также к стремлению использовать застывшие формы экономических и иных отношений (это следствие наличия обширного страхового поля, за которое не нужно вести конкурентную борьбу).

2. Диктат продавца страховых услуг — страховщика, над их потребителем — страхователем (застрахованным, выгодоприобретателем), приводящий к тому, что не в полной мере удовлетворяются общественные потребности в страховых услугах должных видов и качества (это следствие отсутствия у потребителей возможностей по выбору страховщика).

3. Неэффективное использование значительных финансовых и иных ресурсов, принадлежащих страховщику-монополисту.

Подобные факторы привели к отказу от государственной монополии в страховании. В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль. Государственное страхование — это не только часть финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно затрагивающая самые насущные интересы людей. В последнее десятилетие XX века в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года 230 отразили определенные изменения, происшедшие к тому времени в экономике страны. Имеется в виду отказ от государственной

монополии в соответствующей сфере. Небольшая по размеру (всего три статьи) глава "Страхование" предусматривала в качестве основного вида страхования добровольное страхование. Другой вид — обязательное государственное страхование — признавался единственным, который мог осуществляться только государственными страховыми организациями.

Законодательную базу современного правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 года 231 . В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. В 1996 году Правительством Российской Федерации было принято Постановление "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" 232 , которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 году разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Достаточно полное представление о значении страхования в современных экономических условиях нашей страны дают одобренные постановлением Правительства РФ от I октября 1998 года "Основные направления развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 годах" 233 . В действующем Гражданском кодексе РФ 234 глава 48 "Страхование" с ее 44 статьями охватывает широкий набор многообразных страховых отношений.


230 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733

231 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. ст. 56.

232 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5557.

233 СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4968.

234 СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.