Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

Основные этапы развитияаудиторского контроля в России

Становление рыночной экономики в России, сопровождающееся возникновением многообразных форм хозяйствования, интеграция страны в мировое сообщество обусловили необходимость в развитии независимого внешнего, альтернативного государственному контролю, аудита (аудиторского контроля), как одного из неотъемлемых элементов инфраструктуры рыночной экономики.

История возникновения и развития аудита (от лат. "audieus" — слушание) берет свое начало со времен правления Петра I. Именно в этот период возникают первые аудиторские учреждения и утверждается сама должность аудитора.

Именным указом Петра I в 1719 году было создано Аудиторское повытье как структурная часть Канцелярии Военной коллегии. В его состав входил генерал-аудитор, генерал-фискал, обер-аудитор и вспомогательные работники. Аудиторское повытье вело делопроизводство Военной коллегии по военно-судебной части, регистрировало все судебные дела, возникавшие в войсках в отношении офицеров, и имело право ревизии проведенных судебных дел.

По штатам, утвержденным Екатериной II, Аудиторское повытье преобразуется в Аудиторскую экспедицию с увеличением количества аудиторов и фискалов.

Указом императора Павла I в 1797 года Аудиторская экспедиция при Военной коллегии была реорганизована в Генерал-Аудиториат как высший суд по гражданским и уголовным делам для всех вооруженных сил армии. Основным направлением его деятельности являлось расследование и рассмотрение судебных дел армии, флота и гвардии.

"Учреждением военного министерства" от 27 января 1812 года Генерал-аудиториат был разделен на два аудиториатских департамента: сухопутный и морской. На аудиторские департаменты возлагалась

ревизия приговоров военных судов и военно-судных комиссий, надзор за их деятельностью, рассмотрение крупных политических и уголовных дел и другие функции. В 1867 году приказом военного министра Аудиторский департамент Военного Ведомства был преобразован в Главное военно-судное управление военного министерства.

В период с 1842 по 1865 год специальное военно-судебное учреждение под названием Аудиториат Главного управления путей сообщения и публичных зданий существовало при соответствующем ведомстве путей сообщения. Целью его создания явилось проведение ревизии и разрешение судебных и следственных дел военных чинов Корпуса инженеров путей сообщения и подчиненных ему команд. При преобразовании Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Министерство путей сообщения в 1865 году аудиториат был переименован в аудиторское отделение Штаба Корпуса инженеров путей сообщения. Аналогичный орган — Горный аудиториат (1834-1863 гг.), возглавляемый обер-аудитором, действовал при Корпусе горных инженеров. В обязанности обер-аудитора входила подготовка к рассмотрению военных и судебных дел по горному ведомству, надзор за правильным ведением следственных и судебных дел.

Таким образом, история аудиторской деятельности в России насчитывает несколько столетий. Однако аудит в его современном понимании имеет иные функции, задачи, сферу применения. В то же время можно отметить и некоторую сущностную схожесть: аудит — это деятельность, связанная с проверкой, ревизией.

Первые аудиторские организации в СССР появились в конце 80-х годов. Именно на этот период приходится деятельность подразделений (представительств) и дочерних предприятий акционерного общества "Инаудит", основанного осенью 1987 года. Вначале аудитом были охвачены лишь совместные предприятия, созданные с участием иностранного капитала, так как зарубежные партнеры требовали предоставления им объективной информации о достоверности бухгалтерской отчетности совместных предприятий, что могла выполнить только независимая сторонняя аудиторская организация.

Этап становления правового института аудита в Российской Федерации приходится на период 1993-1994 годов. Признавая необходимость безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности, Президент РФ своим указом от 22 декабря

1993 года утвердил Временные правила аудиторской деятельности в РФ 193 , действовавшие до принятия Федерального закона "Об аудиторской деятельности" 7 августа 2001 года. 194

Согласно Закону аудиторская деятельность, аудит, представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом аудиторская деятельность не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Министерством финансов РФ 195 .

Аудиторской деятельностью вправе заниматься аудиторские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы).

Закон установил новые требования к кадровому составу аудиторской организации. В ее штате должно состоять не менее пяти аудиторов, при этом не менее 50 % кадрового состава должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории России, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75 %.

На основании действующего законодательства все физические лица, занимающиеся аудитом, обязаны проходить аттестацию на

право осуществления данной деятельности. Юридические лица (аудиторские организации) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью самостоятельно, обязаны иметь лицензии на ее осуществление.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Она проводится в форме квалификационного экзамена и оформляется выдачей квалификационного аттестата аудитора. Срок его действия не ограничен, но на аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, возложена обязанность ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации.

Лицензирование аудиторской деятельности проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности. Лицензии выдаются только на осуществление банковского аудита, аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков), аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита (аудита иных экономических субъектов), на срок от одного года до пяти лет.

Аудиторский контроль может быть обязательным и инициативным. Законом "Об аудиторской деятельности" предусмотрена ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности для открытых акционерных обществ, кредитных и страховых организаций, товарных и фондовых бирж, иных хозяйствующих субъектов. Новеллой Закона "Об аудиторской деятельности" явилось то, что обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.

Уклонение субъекта от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению влекут применение мер административной ответственности.

Проведение аудиторской проверки оформляется договором оказания аудиторских услуг, заключаемым между аудируемым лицом и аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, в котором оговаривается перечень вопросов проверки. Помимо аудита клиенту могут быть оказаны сопутствующие аудиту услуги (бухгалтерское, налоговое и правовое консультирование, ведение бухгалтерского учета и другие).

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение — официальный документ, содержащий мнение аудитора о

достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемого лица действующему законодательству.

Если в ходе проведения аудиторской проверки аудитором выявлены нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, аудируемое лицо обязано оперативно устранить такие нарушения. В случае установления фактов недостоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, непредоставления аудитору всей необходимой документации аудиторская организация или индивидуальный аудитор имеют право отказаться от проведения аудита и подтверждения достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении.

Законом "Об аудиторской деятельности" в нормативно-правовую базу аудита введено понятие "аудиторская тайна". Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказываются аудиторские услуги, и несут ответственность за ее разглашение.

Осуществляя аудиторский контроль, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы выступают не только как субъекты контрольной деятельности. Они, согласно Закону "Об аудиторской деятельности", обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Кроме того, их деятельность может проверяться с помощью системы проверки качества их работы внешним проверяющим — федеральным органом власти или аккредитованным профессиональным аудиторским объединением. Уклонение субъекта от проведения внешней проверки, создание препятствий для ее проведения могут служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Законом предусмотрена ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения.

Если в ходе внешней проверки качества работы аудиторской организации или индивидуального аудитора выявлены факты систематического нарушения законодательства или федеральных стандартов (правил) аудита, виновные могут быть привлечены к ответственности, вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора и лицензии на занятие данной деятельностью.

Подтверждением перехода аудита на новый этап своего развития стало введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые, наряду с выполнением организационных и контрольных функций, будут оказывать влияние

на формирование нормативно-правовой базы аудиторской деятельности. В целях учета их мнения при уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности (Министерстве финансов РФ) согласно Закону создается Совет по аудиторской деятельности. Не менее 51 % общего состава совета образуют представители аккредитованных профессиональных аудиторских организаций.

Аудиторская деятельность основывается не только на требованиях законодательства и подзаконных актов, но и на базе специальных документов — стандартов аудиторской деятельности.

На современном этапе практически завершено формирование правил (стандартов) аудиторской деятельности, разработанных на базе международных стандартов аудита. Их создание началось в 1995 году, и к настоящему времени действует 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 196 .

В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, к оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Законом стандарты подразделяются на федеральные и внутренние.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц, за исключением положений рекомендательного характера.

Внутренние правила (стандарты) устанавливаются профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно. Они не могут противоречить федеральным стандартам, а требования, в них содержащиеся, не могут быть ниже требований, установленных федеральными стандартами.

Дальнейшее развитие института аудита связано с приведением его нормативно-правовой базы в соответствие закону "Об аудиторской деятельности" и с созданием механизма его реализации.


193 Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации". // Российская газета. 1993. 29 декабря.

194 Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3422. № 51. Ст. 4829.

195 Постановление Правительства РФ от 06.02.02 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 13 февраля.

196 Крикунов А. О Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" // Аудит. 2001. № 11. С. 7.