Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

Развитие финансового контроля в Россиив период с 1861 по 1917 год

В 1862 году был приняты "Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений" 163 , которые установили основные начала сметно-бюджетной дисциплины. Кроме того, в руководство членам Госконтроля были изданы Инструкция ревизорам, проверяющим документы по расходам, Инструкции для ревизии пошлин на право торговли, Инструкция для ревизии доходов.

В результате реформы Государственного контроля (1862-1868 гг.) он превратился в единый ревизионный орган, наделенный правом документальной ревизии всех государственных учреждений в центре и на местах. Государственный контролер входил в состав высших органов царского правительства: Государственный совет, Комитет министров и Комитет финансов.

В состав центрального аппарата Государственного контроля входили департаменты: гражданской отчетности, военной и морской, а впоследствии железнодорожной и кредитной. Был образован особый контрольный орган для коммерческих портов. Местные органы государственного контроля состояли из 59 контрольных палат и 22 контрольных учреждений для казенных железных дорог. Государственный контроль стал осуществлять предварительную проверку смет ведомств, а с 1866 года — составлять отчеты об исполнении государственной росписи и финансовые сметы министерств.

Положение о Государственном контроле от 28 апреля 1892 года определяло следующие его функции: ревизионные — ревизия отчетности, предварительный и фактический контроль финансово-хозяйственных операций; бюджетные — поверка и составление финансовых смет, подготовка отчета по исполнению государственной росписи доходов и расходов, совершенствование правил и форм счетоводства и отчетности; административные — участие представителей Госконтроля в коллегиальных учреждениях с правом решающего голоса.

С января 1866 года во всех губерниях и областях империи были созданы независимые от местной власти контрольные палаты Государственного контроля. Они находились в непосредственном подчинении

Государственного контроля и были обязаны отдавать отчет в своих действиях. На контрольные палаты были возложены задачи документальной ревизии — ревизии отчетности местных учреждений на основе первичных документов о расходах государственных средств, а также проверка подлинности операций с материальными ценностями 164 .

Введение документальной ревизии явилось значительным шагом в организации финансового контроля, но в целом новая система финансового контроля имела много слабых мест. Не использовался метод выборочной внезапной проверки, осуществлялась проверка всех операций без учета их размеров, срочности. Это лишало ревизию своевременности, оперативности, действенности и эффективности. Реформа финансового контроля по сути оказалась в отрыве от проекта Татаринова. Принцип предварительного контроля не реализовался, игнорировался и принцип подчинения всех учреждений Государственному контролю. Из-под ведения Государственного контроля были исключены Министерство двора, Удельное ведомство, благотворительные учреждения, ведомство Святейшего синода. Финансовому контролю не подлежали государственные кредитные учреждения и канцелярия министра финансов по кредитной части, через которую проводились финансовые операции с зарубежными государствами.

Контролеры были наделены правом устанавливать на чиновников "начеты" за незаконные расходы, но поскольку их взыскание осуществлялось только с разрешения вышестоящего начальства, "начеты" практически не использовались.

Ревизионная деятельность Госконтроля базировалась на многочисленных правилах и инструкциях. С конца 60-х годов Государственный контроль вел работу по упорядочению многочисленных материалов, сведению их в специальные уставы, ни один из которых так и не был утвержден.

Проект устава ревизии поступил в комиссию по исполнению государственной росписи IV Думы в 1913 году. Устав не предусматривал реформы ревизии, но вносил некоторые нововведения: установление сроков для ответов на запросы контрольных учреждений, наложение начетов в случае просрочки в доставлении требуемых материалов — и предоставлял Государственному контролю права сообщать

об обнаруженных им уголовных действиях прокурорскому надзору. С началом I мировой войны проект отложили, и дальнейшая работа над ним возобновилась лишь в 1916 году. Дума приняла устав ревизии, после чего он был направлен в Государственный совет на утверждение, но так и не был принят.

В это же время предпринимаются попытки установить государственный финансовый контроль над банками. По уставу Государственного банка, утвержденному в 1894 году, Государственный контроль ревизовал лишь расходы банка и операции за счет казны, его коммерческие операции никакой проверке со стороны Государственного контроля не подлежали. С 1896 года этот контроль стал еще слабее, поскольку Государственный контроль перестал ревизовать и операции с казенными средствами. Государственный контроль требовал предоставить ему право при проверке отчетов знакомиться с первичными документами банка, но министр финансов воспрепятствовал этому и отстоял свою позицию, сославшись на банковскую тайну.

4 июня 1901 года в составе Госконтроля создается Департамент кредитной отчетности, производивший ревизию расходов Государственного банка и его операций за счет казенных средств, расходов Крестьянского поземельного банка и других кредитных учреждений, кредитных операций Управления мелкого кредита.

С 1904 года ему стали подконтрольны страховые операции сберегательных касс, а с 1905 года Госконтроль начал осуществлять ревизию годовых отчетов Государственного банка. К подконтрольным объектам прибавились Особенная канцелярия по кредитной части Министерства финансов и Экспедиции заготовления государственных бумаг и Монетного двора 165 .

В условиях военного времени изменяется и усложняется контроль за расходованием казенных средств в армии. Для надзора за правильностью оборотов казенного имущества в военное время в ведомстве Государственного контроля учреждается полевой контроль при действующей армии, а в случае надобности и при отдельных корпусах 166 . Полевой контроль состоял из полевого генерал-контролера и полевых контролеров.

Положение о предметах и порядке действий полевого контроля (1899 г.) возлагало на него следующие задачи: рассмотрение перечней расходов военного времени, фактическую проверку наличия материальных ценностей и денежных средств, предварительные заключения по хозяйственным операциям армий, предварительную проверку выплаты казенных денежных средств. Личный состав полевого контроля был подчинен общевойсковому командованию, что налагало отпечаток на объективность контрольной деятельности.

В период строительства железных дорог остро встает вопрос об организации контроля за казенными средствами в этой сфере. В 1884 году, когда происходит массовый выкуп частных железных дорог государством, принимается положение о государственном контроле на железных дорогах. В центральных органах Государственного контроля был образован железнодорожный отдел, а на Балтийской, Лозово-Севастопольской и Московско-Брестской дорогах созданы специальные контрольные органы. В 1891 году железнодорожный отдел приобретает статус Департамента железнодорожной отчетности, который осуществлял ревизию отчетности государственных и частных железных дорог, а также ревизовал Управление казенных железных дорог.

Государственный контроль на железных дорогах был наделен большими правами, чем те, которые предоставлялись ему в других отраслях. Он обладал правом предварительной, фактической и последующей проверки правильности расходования государственных средств. Расходование средств дорогами и производство строительных работ могли осуществляться только с согласия представителей государственного контроля. Контрольные органы следили за качеством приобретаемого имущества и материалов, проводили проверки кассы, книг счетов и материальных складов. Они осуществляли проверку годовых отчетов дорог и давали по ним заключения. Позднее их полномочия были распространены и на частные дороги.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла изменений в систему Государственного финансового контроля. Все прежнее законодательство было сохранено. Постановления Временного правительства о контроле предоставляли Государственному контролеру право устанавливать постоянный и фактический контроль по своему усмотрению. В случае обнаружения злоупотреблений должностных лиц контрольные органы могли сообщать об этом соответствующему начальству и прокуратуре для расследования

и возбуждения уголовных дел. Но практических результатов это постановление не возымело, Государственный контроль так и работал в русле старой системы финансового контроля.


163 ПСЗ. 2. Т. 37. № 38309.

164 "Временное положение о местных контрольных учреждениях" о г 3 января 1866 г. // ПСЗ. 2 Т. 41. № 42861.

165 Государственность России (конец XV- февраль 1917 г.): Словарь-справочник. Кн. 1. — М., 1996. С. 277.

166 "Временное положение о полевом контроле". 1877 г. // ПСЗ, 2. Т. 52. № 56980.