Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

Финансовое хозяйство Российской империив период с начала XVIII века до 1861 года

Единая финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре 1. Многочисленные войны, большое строительство, крупномасштабные государственные преобразования были связаны с постоянной нехваткой финансовых ресурсов.

Для пополнения казны требовалось изыскивать средства. В целях обеспечения денежных сборов в казну вводятся всевозможные дополнительные налоги. Петр даже учредил особую должность — прибыльщиков, в обязанность которых входило "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать новые источники доходов. Плодом такого "налоготворчества" стали: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный налог, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования — раскольники-староверы были обязаны уплачивать двойную подать. Возрастает размер подворного обложения. Подворный налог (в виде штрафа за уклонение от государевой службы) распространялся и на дворян — от 50 до 125 руб. (обычная норма налога с тяглого двора — 2,5 руб.). Особо тяжелыми были натуральные налоги и повинности, а также денежные налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота.

Первостепенное значение в расширении числа доходных источников имела реформа монетного дела, проведенная Петром I в 1700 году. В результате проведенных преобразований чеканка монет снова становится государственной монополией и одним из основных источников дохода казны. Однако в скором времени она перестает приносить былую прибыль, цена монеты понижается, а стоимость продуктов и других товаров повышается вдвое.

Такое финансовое положение России заставляет правительство обратиться к уже известному источнику государственных доходов — регалъным правам, то есть монополии государства на наиболее выгодные предметы торговли на внутреннем и внешнем рынках. Так, например, исключительной привилегией государства становится продажа соли, причем ее цена увеличивалась вдвое, по сравнению с первоначальной, а также табака, вина, мела, воска и т. д.

Из всего вышесказанного видно, что система налогов — основной вид источников дохода — в начале XVIII века была сложной и требовала упорядочения. С этой целью, а также для контроля за всей финансовой системой Петром I были созданы центральные органы государственного управления — коллегии.

Большое значение для государства, и для государственного бюджета в частности, имела подушная подать, веденная в 1722 году вместо подворного налога. "Вместо "двора" единицей обложения становится "ревизская душа" — лицо мужского пола, записанное по очередной

"ревизии" (переписи)" 41 . В то время подушная подать стала одним из основных источников доходов государственной казны и к 1796 году составляла 34 % доходов государственного бюджета 42 .

Таким образом, сформировавшаяся к XVIII веку громоздкая и дорогостоящая налоговая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Как и предшествующие по-сошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).

Такая политика служила основанием для непрерывного роста государственных доходов. В 1710 году они составили 3 134 006 руб., в 1722 году- 7 859 833 руб., в 1725 году- 10 186 707 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и, по словам историка С. М. Соловьева, "не сделало ни копейки долгу".

За время правления Екатерины II расходная часть государственного бюджета значительно увеличилась, что было обусловлено расточительностью царского двора, многочисленными войнами, а также все более разраставшимся штатом государственных чиновников. Для покрытия дефицита в 1769 году правительство было вынуждено обратиться к зарубежным кредиторам, которыми стали голландские и итальянские банкиры.

Характерной чертой финансов России того периода следует назвать полную бесконтрольность расходования государственных средств, неупорядоченность, дефицитность бюджета, прогрессирующий рост государственного долга.

"По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию — в 2,6 раза, содержание двора — 5,3 раза" 43 . Общая сумма расходов государственного бюджета увеличилась более чем в 4,5 раза и составила более 78 млн руб.

В результате в 1796 году государственный бюджет содержал следующие расходные статьи: "88 % …на армию и государственный аппарат, 11 % на содержание двора и лишь 1 % направлялся на просвещение, здравоохранение и благотворительность" 44 .

В течение первого десятилетия XIX века состояние финансовой системы царской России стало еще более плачевным. Бюджет исполнялся с дефицитом. С 1801 по 1809 год было израсходовано сверх сметы 390 млн руб. 45

Начало XIX века тесно связано с государственными преобразованиями эпохи царствования Александра I (1801-1825) и с именем выдающегося ученого, подлинного реформатора Российского государственного устройства Михаила Михайловича Сперанского.

Тяжелое финансовое положение России в начале XIX века побудило императора Александра I привлечь к решению мало знакомых ему финансовых проблем М. М. Сперанского, который был прекрасно осведомлен о состоянии финансов в России.

Предусматривая коренным образом изменить всю налоговую систему России, М. М. Сперанский предлагал заменить оброчную подать на поземельную, все городские подати, кроме подушных, "учреждать согласно оценке недвижимого имущества" 46 .

В 1810 году Сперанским была подготовлена записка Александру I под названием "План финансов", в которой первостепенное значение он уделял изменению законодательной базы.

В "Плане финансов" им были четко сформулированы финансово-правовые проблемы, а также пути их решения. Он предлагал:

  • - обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета;
  • - предоставить бюджету силу закона;
  • - установить принцип рационального расходования государственных средств и учреждать расходы по "приходам";
  • - увеличить доходы путем упорядочения существовавших и установления новых налогов;
  • - провести реформу денежной системы государства, изъяв ассигнации из обращения с одновременной ликвидацией ассигнационных банков, взамен воздав банки, выпускавшие бы только кредитные деньги" 47 .

В "Плане финансов" М. М. Сперанский предлагал классифицировать государственные доходы по двум основаниям.

По источникам их получения предлагалось разделить государственные доходы на три вида:

1. Подати и налоги.

2. Доходы от казенных капиталов, которые в свою очередь включали:

  • - доходы от капиталов, которые использовались на обработку руды, солей, на рыбную ловлю и охоту;
  • - доходы от капиталов, которые употреблялись на содержание общественных заведений;
  • - доходы от капиталов, которые использовались в промышленности и торговле.

3. Доходы от использования государственной собственности.

Следующим основанием для классификации государственных доходов было предложено "пространство их употребления" 48 . В соответствии с этим они делились на:

1. общие доходы — установленные для общих государственных расходов (например, подушная подать);

2. частные доходы - отнесенные к определенным источникам расходов (например, сбор с судоходства на содержание каналов 49 );

3. обыкновенные доходы - к их числу М. М. Сперанский относил доходы, "коих действие не прерывается случайными какими-либо происшествиями и коих употребление относится к нуждам постоянным" 50 ;

4. чрезвычайные доходы - доходные источники, поступающие в государственную казну непродолжительное время и в случае крайней необходимости. Примером чрезвычайных доходов М. М. Сперанский называл ассигнации.

М. М. Сперанский был одним из первых, кто сформулировал оставшиеся неизменными и в настоящее время принципы введения доходных статей в государственный бюджет.

По его мнению, "все доходы бывают правильными:

  • 1) когда они не осушают источников внутреннего богатства;
  • 2) когда распределяются уравнительно;
  • 3) когда не прикасаются к капиталам, для произведения нужным, но отделяются от чистых прибытков;
  • 4) когда образ взимания их для правительства дешев, а для частных людей непритеснителен" 51 .

В отношении расходов М. М. Сперанский считал необходимым установить принцип рационального расходования средств и учреждать расходы по "приходам". "Посему никакой новый расход не может быть назначаем прежде, нежели приискан будет источник прихода" 52 . Иными словами, по мнению М. М. Сперанского, объем расходов государственного бюджета должен соответствовать объему государственных доходов.

В "Плане финансов" М. М. Сперанский предлагал классифицировать государственные расходы по пяти различным основаниям.

1. По управлению, в коем расходы производятся. Данная классификация включала в себя перечень получателей средств из государственного бюджета (министерства, дворы и т. д.)

2. По степени нужды автор подразделял расходы на четыре вида:

  • - необходимые - расходы, направляемые на обеспечение внутренней и внешней безопасности государства;
  • - полезные — "те, кои принадлежат единственно к гражданскому усовершению" 53 , иными словами, отнесенные к определенным источникам доходов, установленные для минимально необходимых государственных нужд;
  • - избыточные - "те, кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства" 54 ;
  • - излишние и бесполезные - "те, кои употребляются противу разума истинной государственной экономии, на предметы, для правительства посторонние и по существу своему принадлежащие к частной промышленности" 55 .

3. Третьим основанием для классификации расходов М. М. Сперанский называл "их пространство", в соответствии с чем расходы делились на общегосударственные, губернские, окружные и волостные.

4. В соответствии со следующей классификацией расходы подразделялись на обыкновенные и чрезвычайные.

5. Далее, описывая пятое основание для классификации государственных расходов, М. М. Сперанский указывал, что "сумма издержек может быть постоянная или переменяемая" 56 .

Основываясь на приведенных выше правилах классификации государственных расходов, М. М. Сперанский в своей записке Александру I, предлагал поручить министерству финансов разделить государственные расходы на 4 разряда, которые в свою очередь образовывали своего рода систему расходов государственного бюджета России.

Согласно предложениям ученого, государственные расходы должны были подразделяться на следующие разряды:

"I разряд. Расходы государственные обыкновенные:

  • 1) Необходимые.
  • 2) Полезные.
  • 3) Избыточные.
  • 4) Лишние.
  • 5) Постоянные.
  • 6) Переменяющиеся.

II разряд. Расходы губернские.

Те же разделения.

III разряд. Расходы окружные.

Те же разделения.

IV разряд. Волостные.

Те же разделения" 57 .

Чрезвычайные расходы, таким же образом, как и обыкновенные, делились по разрядам.

Результатом предложенных преобразований М. М. Сперанского должно было стать устранение основной, по его мнению, проблемы бюджетного устройства России начала XIX века — несоразмерности расходов и доходов, то есть бюджетного дефицита.

Данный принцип жесткого сокращения государственных расходов М. М. Сперанский практически претворил в жизнь при составлении бюджетной росписи на 1810 год. Расходная часть данной росписи была сокращена, а доходная — увеличена за счет повышения основных налогов и сборов с населения. Несмотря на то, что бюджетная роспись на 1810 год была утверждена с превышением доходов над расходами, фактически израсходованные средства превысили установленную норму, и государственный бюджет снова был исполнен с дефицитом.


41 Экономическая история СССР и зарубежных стран /Под ред. И. Н. Шемякина, А. А. Успенского, В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. — М.: Высшая школа, 1978. С. 232.

42 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 12.

43 Погребинский А. П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX-XX). — М.: Госфиниздат, 1954. С. 18.

44 Чунтулов В. Т., Кривцова Н. С., Чунтулов А. В., Тющев В. А. Экономическая история СССР. — М.: Высшая школа, 1987. С. 57.

45 Погребинский А. П. Указ. соч. С. 19.

46 У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Статут, 1998. С. 31.

47 У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Статут, 1998. С. 30.

48 Сперанский М. М. План финансов // У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Статут, 1998. С. 50.

49 Там же.

50 Там же.

51 Сперанский М. М. План финансов // У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Статут, 1998. С. 51.

52 Там же. С. 44.

53 Там же. С. 45.

54 Там же.

55 Сперанский М. М. План финансов // У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Статут, 1998. С. 45.

56 Там же. С. 46.

57 Там же.