Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

Законодательное регулированиегосударственных доходов и расходовна рубеже XIX-XX веков

В истории XIX века важнейшим событием является отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Отмена крепостного права привела не только к появлению "неналоговых" выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе.

В общем ряду реформ 60-80 годов XIX века, проведенных при Александре II, существенную роль сыграла финансовая реформа.

Одним из предполагаемых результатов реформирования являлось упорядочение государственных финансов. Существовавший порядок учета расходов и доходов, а именно отсутствие единого общегосударственного бюджета, не обеспечивал аккумуляцию средств в руках правительства, вследствие чего контроль за расходованием средств практически отсутствовал.

В 1862 году была проведена бюджетная реформа, которая служила основанием ужесточения контроля за расходованием средств государственного бюджета. С этого времени роспись государственных

доходов и расходов стала публиковаться в печати, то есть бюджет становится гласным, а все доходы государства концентрируются на счетах Государственного казначейства.

В конце XIX века основным источником доходной части царского бюджета оставались налоги, поступления от которых составляли 75 % доходов бюджета.

В конце XIX века в царской России "кроме "обыкновенного" существовал еще и "чрезвычайный" бюджет, предусматривавший чрезвычайные военные расходы, расходы по строительству и переустройству железных дорог" 58 . Однако доходных источников обоих бюджетов не хватало на финансирование военных расходов государства, поэтому дефицит покрывался за счет внутренних и внешних займов. В результате к расходным статьям государственного бюджета добавлялась оплата процентов по государственным долгам, которые неуклонно возрастали.

Приблизительно одна треть расходов государства выделялась на содержание армии, флота, царского двора, полиции, жандармерии и т. д.

Так, например, в 1861 году на содержание армии и флота было затрачено 140 млн рублей, на оплату государственного долга — 50 млн рублей, а на содержание императорского двора, Святейшего синода и министерства внутренних дел — 25 млн рублей. В совокупности перечисленные расходы составляли более 60 % расходной части государственного бюджета.

Однако расходы на здравоохранение, просвещение и другие нужды населения по-прежнему были ничтожными. Так, например, удельный вес расходов министерства просвещения в 1866 году составлял всего 1,6 % от общего количества расходов государственного бюджета.

Налоговая система России конца XIX — начала XX века характеризуется превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета. Государственный бюджет России строился на общих с европейскими странами принципах, то есть не включал в себя местные бюджеты, а делился на обыкновенный и чрезвычайный. Доходы обыкновенного бюджета подразделялись на следующие группы:

- прямые налоги;

  • - косвенные налоги;
  • - пошлины;
  • - правительственные регалии;
  • - казенные имущества и капиталы;
  • - выкупные платежи (отмененные в 1905 году);
  • - возмещение расходов государственного казначейства (сюда включались поступления в счет ранее выданных ссуд) и прочие доходы.

Наиболее многочисленную группу составляли прямые налоги, которые делились на пять групп.

  1. Налоги и сборы с недвижимых имуществ: государственный поземельный налог; налог с недвижимых имуществ в городах и посадских местах; сбор с недвижимых имуществ в пригородных местностях Санкт-Петербурга на содержание полиции; поземельная подать с колонистов; государственная оброчная подать в губерниях Сибири; денежный сбор с ясачных вогулов Пермской губернии, и т. д.
  2. Налоги с торговли и промышленности: государственный промысловый налог; особые сборы с торговли и промышленности.
  3. Налоги с денежных капиталов: сбор с доходов от денежных капиталов; сбор со специальных текущих счетов.
  4. Подати и личные налоги: подушные и душевая оброчные подати в некоторых местностях Сибири; подушные подати с евреев-землевладельцев; подать со скота у киргизов Внутренней орды; кибиточная подать; ясак с кочевых и бродячих инородцев; ярмарочный сбор в Нижнем Новгороде, и т. д.
  5. Государственный квартирный налог.

Рассмотрев список прямых налогов, можно сделать вывод о том, что отсутствовал какой-либо единый принцип, на котором была бы построена система прямых налогов. В ней одновременно присутствовали не только реальные и личные налоги, но и такие архаичные их формы, как оброк, ясак.

В 1875 году был введен поземельный налог, ставки по которому были дифференцированы по губерниям и колебались от 0,25 коп. (Архангельская губерния) до 17 коп. (Подольская губерния) с десятины удобной земли и леса. Губернские земские собрания распределяли налог между уездами, а последние — между плательщиками.

Налог с недвижимых имуществ был установлен в 1863 голу взамен подушной подати с мещан. Он исчислялся в размере 6 % со среднего чистого дохода. Средний доход определялся на основании кадастров. Городские поселения делились на 6 групп, для каждой из которых применялись по 4-5 видов ставок. Объектом обложения выступали доходы от сдачи внаем помещений под жилье и торгово-промышленные заведения.

Промысловое обложение было введено в России в 1824 году, а в 1885 году были введены дополнительные процентный и раскладочный сборы в зависимости от уровня доходности. Государственный промысловый налог состоял из двух частей: основной и дополнительной. Основной промысловый налог на личные занятия взимался либо в твердых суммах, либо в процентах с каждых 100 рублей дохода. Применение той или иной системы взимания зависело от рода занятий и должности. Система взимания оговаривалась законом. Второй вид основного промыслового налога взимался при выдаче промысловых свидетельств.

Дополнительный промысловый налог взимался по-разному с акционерных обществ и частных предприятий. Оба типа предприятий платили процентный сбор с прибыли при условии, что отношением чистой прибыли к основному капиталу превышает 3 %. Ставки процентного сбора имели незначительную прогрессию — от 3 до 6 % прибыли. С суммы прибыли, превышающей 10 % стоимости основного капитала, взималось 11 %. Акционерные предприятия платили также промысловый налог в виде налога с капитала, а прочие предприятия — раскладочный сбор.

С денежных капиталов взимался налог — в размере 5 и 0,216 % годовых со специальных текущих ссудных счетов, открываемых под заклад процентных бумаг.

Плательщиками подушной и личной податей выступали крестьяне ряда местностей Сибири, проживающие на государственных землях. К этой группе причисляли крестьян из ссыльных и всех инородцев. Сумма налога на душу населения превышала 3-5 руб., причем она могла значительно возрастать в связи с раскладочным принципом взимания.

Объектами обложения коренного населения Средней Азии, Северного Кавказа выступали скот либо их жилища. Коренное население Сибири платило ясак шкурами зверей либо деньгами.

Таким образом, система прямого обложения отличалась огромной пестротой, где, как правило, не учитывался уровень доходности объектов обложения. В лучшем случае за основу обложения принимается нормативная доходность.

Косвенные налоги включали в себя 6 видов:

  1. питейный доход;
  2. табачный доход;
  3. сахарный доход;
  4. нефтяной доход;
  5. спичечный доход;
  6. таможенные пошлины.

Одним из основных налоговых источников, поступления от которого составляли 40 % доходной части государственного бюджета, являлся "питейный сбор", или винный откуп. Государство продавало право продажи алкогольной продукции откупщикам, которые после внесения определенной суммы в казну торговали водкой по собственной, увеличенной в несколько раз, цене.

В 1863 году винные откупы были упразднены и введена свободная торговля водкой с уплатой акцизного сбора в казну. Также был упразднен соляной налог; подушная подать заменена на поземельный налог.

В 80-90~х годах XIX столетия расходы на содержание армии и флота несколько уменьшились по той причине, что Россия не вела никаких военных действий.

Однако уже к началу XX века в расходной части государственного бюджета царской России удельный вес военных расходов, а также расходов на содержание чиновников государственного аппарата снова стал возрастать.

В период русско-японской войны (1904-1905) на вооружение армии, строительство флота были полностью израсходованы неприкосновенные запасы военного и морского ведомств 59 , которые составляли более чем 2,6 млрд руб.

Непомерные военные расходы, а также затраты на "подавление революции" послужили причиной возникновения угрозы прекращения обмена кредитных билетов на золото, что в свою очередь означало финансовое банкротство России 60 . Для выхода из создавшегося

положения, в 1906 году Россия была вынуждена обратиться к правительству Франции с просьбой предоставить большой внешний заем почти в 800 млн руб.

Крупные бюджетные ассигнования направлялись на содержание императорского двора. Императору и его семье ежегодно выделялось 11 млн руб., несмотря на то, что "только земельные владения царской семьи оценивались в 100 млн рублей, в 160 млн рублей — драгоценности семьи Романовых, собранные ими за 300 лет царствования. Царь получал также проценты с капиталов, находившихся в ряде английских и немецких банков" 61 . Ежегодный доход императора превышал 20 млн рублей. Каждый новорожденный член императорской семьи, а также каждая княжна при вступлении в брак получали сумму в 1 млн рублей, каждый совершеннолетний великий князь ежегодно получал по 200 тыс. руб.

Особого внимания заслуживает тот факт, что Государственная дума не имела никаких прав обсуждать данную статью расходов государственного бюджета, равно как и ассигнования на платежи по государственному долгу страны и по другим принятым на себя государством обязательствам.

Не менее значительной расходной статьей государственного бюджета следует назвать перечисление средств церкви в форме дотаций, так как она финансировалась государством.

Некоторые средства из государственного бюджета были затрачены на так называемое "землеустройство". После революции 1905 года во избежание увеличения количества малоземельных крестьян правительство старалось переселить их из густонаселенных центральных районов России на ее окраины. Расходы на оказание финансовой помощи переселенцам по сметам Главного управления землеустройства и земледелия возрастали, а реально оказанная помощь крестьянам была ничтожной.

Для переселенцев был установлен льготный железнодорожный тариф. Однако "они переезжали к новому местожительству в наскоро приспособленных товарных вагонах-теплушках с отодвигавшимися дверями и узенькими люками вместо окон. В ряде случаев переселенцам зимой подавались вагоны без стекол и печей" 62 . Не удивительно,

что большая часть крестьян, в основном дети и старики, погибали, не добравшись до места назначения.

Еще худшие условия существования ждали переселенцев в новых районах. Отсутствие больниц, школ, какой-либо правительственной помощи заставило большинство крестьян вернуться на родину. В 1911 году их число составило 61 % от всех переселенцев. В результате "в сметах Переселенческого управления появилась новая графа — "Расходы на обратный переезд переселенцев на старые места" 63 .

Таким образом, рост административных и военных расходов в начале XX века послужил основанием для значительного увеличения государственного долга России, который к 1914 году уже составлял 10,5 млрд. рублей 64 .

Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 года, самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Резко возросла бумажно-денежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.

Одновременно с этим доходы государственного бюджета неумолимо сокращались. "Запрещение продажи казенного вина с началом войны, а затем полное запрещение виноторговли привело к ликвидации самой большой статьи доходов бюджета, составляющей 25 %, или до 1/4, всего бюджета страны" 65 .

Для покрытия военных расходов правительству пришлось использовать уже традиционные методы увеличения государственных доходов — денежную эмиссию, займы, введение новых и повышение уже существующих налогов.

В итоге, доходная часть государственного бюджета в 1916 году выглядела следующим образом:

  • "Налоги и сборы — 49,9 %;
  • Железные дороги — 29,5 %;
  • Прочие государственные имущества и предприятия — 11,2%;
  • Казенная винная монополия — 1,6%;

Прочие доходы — 7,8 %" 66 .

Февральская революция 1917 года только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены расти. Временное правительство безуспешно пыталось ввести обложение сверхприбыли промышленных предприятий. Были приняты Закон "О единовременном налоге на доход" и Закон "О повышении ставок обложения подоходного налога", введенного в России в 1916 году. Налог на военную сверхприбыль был реорганизован в налог на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий. В августе 1917 года было принято решение об увеличении косвенного обложения через расширение государственных монополий. Однако частые смены состава Временного правительства и незначительный период его пребывания у власти не позволяют говорить о каких-либо практических результатах его налогового законотворчества.


58 Чунтулов В. Т., Кривцова Н. С., Чунтулов А. В., Тющев В. А. Указ. соч. 1987. С. 104.

59 История государства и права России / Отв. ред. С. А. Чибиряев — М.: Былина, 2000. С. 279.

60 Там же.

61 История государства и права России / Отв. ред. С. А. Чибиряев — М.: Былина, 2000. С. 280.

62 Погребинский А. П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX-XX). — М.: Госфиниздат, 1954. С. 195.

63 Погребинский А. П. Указ. соч. С. 196.

64 Чунтулов В. Т., Кривцова Н. С., Чунтулов А. В., Тющев В. А. Экономическая история СССР. — М.: Высш. школа, 1987. С. 129.

65 История экономики / Под ред. проф. О. Д. Кузнецовой и проф. И. Н. Шапкина. — М.: Инфра-М, 2001. С. 268.

66 Плотников К. Н. Очерки истории бюджета Советского государства. — М.: Госфиниздат, 1955. С. 36.