Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет...

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить,...

Как считать свои деньги?

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, - скажете вы, - что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и...

История финансового законодательства России

Система законодательства любой отрасли права является формой выражения правовой действительности, объективно складывающихся правоотношений. История финансового законодательства России представляет интерес для современных ученых и практиков, поскольку отражает не только развитие законодательной техники, но и существующие в тот или иной период времени научные направления изучения отдельных финансово-правовых институтов.

Рассуждая о связи финансовой науки и законодательства, И. Т. Тарасов подчеркивал, что наука финансового права как теория должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке. Финансовое же право (имеется в виду позитивное право. - Прим. И. Р.) данного государства есть только отражение действительности, реального применения начал науки финансового права в данное время. Как наука финансового права, так и финансовое законодательство подчиняются в своем развитии законам постоянства и движения, вследствие чего они представляются как бы постоянно стремящимися к идеалу, которого, впрочем, никогда не достигнут 1 .

Несмотря на то, что для развития государства и общества наличие централизованных финансовых ресурсов имеет огромное значение, финансовому праву всегда отводилась второстепенная роль в сфере регулирования общественных отношений. К числу объективных причин такого положения можно отнести особенности политического развития Российского государства.

Относительно непродолжительный период централизованного Древнерусского государства в IX-XI веках сменился феодальной раздробленностью, отягощенной татаро-монгольским владычеством. В этот период государственные потребности состояли в содержании верховной власти и войска. Однако централизации финансовых ресурсов для выполнения этих целей не требовалось. Источником существования правителя являлось принадлежащее ему вотчинное хозяйство, а расходы, связанные с осуществлением военных походов, распределялись между княжескими вассалами.

Примитивные финансовые правоотношения Древнерусского государства не получали какого-либо законодательного оформления.

Так, в первом своде законов — Русской Правде практически не содержится норм, регламентирующих финансовые отношения в современном их понимании.

В период феодальной раздробленности растет число городов и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство.

Объединение и укрепление Российского государства в XIV-XVII веках стало периодом наиболее активного развития всех институтов государства и областей общественной жизни. Постепенный переход от натурального менового хозяйства к товарно-денежным отношениям, разделение государственной и царской собственности, формирование и развитие единой денежной системы, а также увеличение числа государственных потребностей, удовлетворявшихся за счет специальных сборов — натуральных и денежных рент, пошлин и податей, создавали основу для формирования централизованного фонда денежных средств государства.

Однако административно-территориальные единицы, входящие в состав Русского государства, — уезды, станы и волости — были обособлены и имели собственную финансовую систему. Наместники и волостели получали управление территориями "в кормление": им полагались судебные пошлины ("присуд") и определенная часть налогов ("кормленичий доход") 2 .

Дальнейшая централизация государства проявилась в период правления Петра I, ознаменовавшегося установлением абсолютной монархии и провозглашением Российской империи. Безусловно, положительными сдвигами в организации государственного финансового хозяйства можно признать проведение денежной реформы, в результате которой был уменьшен вес медных денег и стал дешевле процесс их изготовления; проведение подушной переписи населения, ставшей основой введения подушной подати; целевое распределение собранных в качестве налогов средств (подушная подать, собираемая с крестьян, направлялась на содержание армии, а с посадских людей — на содержание флота). Одновременно в России активно развивалось промышленное производство, было расширено использование крепостного труда на промышленных предприятиях; усиливалась протекционистская политика, повлекшая развитие внешнеэкономических связей и увеличение доходов государства

за счет поступлений таможенных пошлин на импортируемые товары. В указанный период практически оформилось централизованное финансовое хозяйство.

Описывая этапы становления финансового законодательства в России, И. Ю. Патлаевский отмечал, что российское финансовое законодательство, как и в Западной Европе, развивалось исторически; оно изменялось и дополнялось в отдельных частях, сообразно требованиям времени и обстоятельств. До Петра Великого оно имело совершенно частноправный характер: доходы поступали в казну государя и составляли в существе его частную собственность; потребности же собственно государственные, потребности земские, удовлетворялись местным населением, преимущественно в форме натуральных повинностей.

Тем не менее, несмотря на деятельность Петра Великого и Екатерины II, а впоследствии Павла I, все-таки государственное хозяйство не могло получить коренных изменений, так как народное хозяйство с крепостным трудом и политическое состояние сословий, разделявшихся строго на податные и неподатные (только Екатерина II отменила название "подлых людей"), не представляли, очевидно, благоприятных условий 3 .

В первой половине XIX века государственное хозяйство России находилось в стадии перехода от феодально-крепостнического уклада к новым капиталистическим отношениям. Устаревший механизм барщинной системы и сохранение крепостного права, безусловно, тормозили развитие сельского хозяйства. Но в то же время широкое развитие фабричного производства, замена ручного труда машинным, строительство железных дорог и реконструкция речных каналов оказали положительное влияние на развитие промышленности, внутренней и внешней торговли и в целом на экономику страны.

С этим же периодом связана реформа государственного аппарата, проведенная Александром I по проекту, предложенному графом М. М. Сперанским. В результате данной реформы был создан Государственный совет, который являлся совещательным органом при разработке законов и должен был обеспечивать единообразие принимаемых юридических норм и следить за тем, чтобы в законодательных актах не было противоречий. Подверглась реорганизации система министерств: старые коллегии были ликвидированы и вместо них создано восемь министерств, в том числе министерство финансов.

В 1832 году была завершена работа по кодификации основных государственных законов Российской империи, проводившаяся М. М. Сперанским.

Длительное фрагментарное и в достаточной степени эклектичное развитие финансовых отношений в Российском государстве явилось причиной отставания отечественной научной мысли от западноевропейской. Одной из первых отечественных работ в русле финансовой науки считается трактат И. Т. Посошкова "Книга о скудости и богатстве", написанный в 1724 году 4 . Однако серьезные финансово-правовые труды возникают лишь в первой половине XIX века и испытывают на себе сильнейшее влияние работ иностранных мыслителей. К этому периоду относятся научные исследования М. М. Сперанского 5 , Н. И. Тургенева 6 , М. Ф. Орлова 7 , Е. Г. Осокина 8 .

Отмена крепостного права в России в 1861 году открыла путь к развитию капиталистического способа производства, поскольку появилась возможность использовать вольнонаемный труд, то есть рабочая сила превратилась в товар. Одновременно ускорялось накопление капитала, утвердились товарно-денежные отношения, финансовая система государства строилась на принципах экономической целесообразности, единого бюджета и централизованного финансового контроля.

Расцвет финансово-правовых идей, создание научных школ и направлений, изучающих вопросы финансового права, публикации многочисленных исследований российских финансистов приходятся именно на конец XIX — начало XX века. В это время приобрели известность труды Ф. Б. Мильгаузена 9 , И. Ю. Патлаевского 10 , И. И. Янжула 11 , В. А. Лебедева 12 , А. А. Исаева 13 , И. X. Озерова 14 и др.

Одним из основных вопросов, занимавших умы ученых-финансистов на рубеже XIX-XX веков, был вопрос о месте финансового права в системе сложившихся отраслей права, а также о возможности обособления финансового права от смежных (родственных) отраслей.

С. И. Иловайский признавал финансовое право "самостоятельною отраслью знаний, имеющей свою особую область исследований" и вступал в полемику с теми, кто пытался отождествить предмет финансового права с предметом политической экономии. По мнению С. И. Иловайского, политическая экономия занимается исследованием законов частного хозяйства, а финансовая наука рассматривает хозяйственные явления различных общественных организмов. При этом наука о финансах должна заниматься исследованием государственных доходов и расходов. А так как ход финансового хозяйства находится в прямой зависимости от организации финансового законодательства и управления, то необходимо также остановиться на рассмотрении устройства высших и низших финансовых органов 15 .

А. Н" Зак задавался вопросом о том, не является ли или, соответственно, не явится ли финансовое право самостоятельной юридической дисциплиной постольку, поскольку в ней группируются своеобразные типические для финансового именно права уклонения от общих норм права гражданского, административного, международного и т. п., как его — финансового права — источников. "Не есть ли финансовое право, может быть только в своей части, как самостоятельная юридическая дисциплина — дело будущего, обусловливающего дальнейшую дифференциацию юридических норм, меняющих свое существо в зависимости от свойств того оборота, в котором они применяются?" 16

Виднейший специалист в области публичного права А. И. Елистратов отмечал тесную связь между финансовым и административным правом. Он указывал, что административное и финансовое право в своем догматическом изложении имеют общий предмет: правоотношения, возникающие между людьми в области государственного управления. Какое отношение догма финансового права

должна занять к административному праву, вопрос об этом едва еще только начинает ставиться. Во всяком случае, теснейшая связь между этими дисциплинами, как бы они ни размежевались, не может подлежать никакому сомнению 17 .

В начале XX века финансово-правовые аспекты деятельности государства изучались в составе административного, но затем все увереннее и громче стали раздаваться голоса об обособлении финансового права.

Поставленные в этой плоскости вопросы стали впоследствии краеугольным камнем в теории финансового права, так как поиски ответов на них разделили ученых на два "лагеря" — приверженцев идеи самостоятельности финансового права (так называемых "финансистов") и сторонников теории о том, что финансовое право является структурной единицей отрасли административного права ("административистов").

Г. Ф. Шершеневич, разделяющий точку зрения "административистов", в 1912 году утверждал, что из области внутреннего управления выделяется по своему практическому значению финансовое право, как совокупность норм права, определяющих способы приобретения и расходования государством материальных средств, необходимых для осуществления им своих задач. Сюда же относятся и нормы права, определяющие финансовое хозяйство союзов публичного характера, подчиненных государству, как города, земства и др. По существу финансовое право есть часть административного права 18 .

Этой же точки зрения придерживался Э. Н. Берендтс, отмечавший, что наука о государственном хозяйстве, как в том случае, если она разрабатывается с точки зрения политической, так и в том, если она изучается с точки зрения права, не имеет той самостоятельности и определенности, как, например, науки политической экономии, государственного права, уголовного права и гражданского права 19 .

Представитель противоположных взглядов А. Н. Зак выступал за обособление финансового права. Он отмечал, что часто приходится

затрагивать одни и те же вопросы и финансисту, и экономисту, и административисту, существо же differentiate здесь в исходных точках. В то время как для финансиста исходной точкой, его Standpoint-ом является фискализм, для экономиста важны интересы народного хозяйства, а для представителя науки внутреннего управления — интересы правильного функционирования административного механизма 20 .

В первые годы советской власти финансовая система испытывала сильнейшие потрясения: национализация банков и страховых организаций, уничтожение старого финансового аппарата в условиях обострения классовой борьбы, аннулирование царских долгов и иностранных займов Временного правительства. Вновь создаваемое финансовое законодательство предусматривало установление нового порядка составления смет государственных расходов и доходов, введение дополнительных налогов, осуществление неограниченной денежной эмиссии. В этот период молодое советское государство не только создавало собственную правовую систему, но и строило новую модель государственного управления, в том числе в области финансов. Важнейшие принципы построения финансовой системы были заложены в первой Конституции РСФСР 1918 года, которая содержала раздел, посвященный бюджетному праву.

Серьезным испытаниям подверглась наука финансового права в этот период. Закрытие ряда ведущих кафедр финансового права и гонения на ученых-финансистов не могли не отразиться на развитии науки и качестве финансового законодательства. Научные исследования первой четверти XX века ограничены в основном проблемами бюджетного устройства, бюджетного права и финансового контроля.

К этому периоду времени относятся работы А. А. Алексеева "Бюджетное право народного представительства" (1918), А. Голополосова "Роль государственного контроля и основные принципы его деятельности" (1918), А. М. Гурвича "Бюджетное право по законодательству РСФСР" (1918), Ф, Белявского "Исторический очерк развития государственного контроля в России" (1919), М. И. Боголепова "Финансы, правительство и общественные интересы" (1919), М. И. Фридмана "Государственное хозяйство и денежное обращение" (1919),

Д. В. Кузовкова "Финансовая система в период первоначального социалистического накопления" (1923), С. А. Котляревского "Бюджетное право РСФСР и СССР" (1924), В. Н. Твердохлебова "Государственный кредит. Теория и техника" (1924), А. О. Альского "Задачи и методы финансового контроля" (1925).

Стабилизация финансовой системы советского государства наступила после образования СССР в 1922 году. Конституционные принципы предусматривали реализацию федеративных начал организации бюджетной системы, были установлены общесоюзные налоги и иные виды доходов, поступающих в бюджет, была создана единая денежная и кредитная система, введена кассовая система исполнения бюджета, создана единая система государственных контрольных органов. Впервые была опробована веерная система распределения доходов между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в осуществление советским государством финансовой политики. В этот период были проведены мероприятия, направленные на увеличение фонда денежных средств для покрытия все возрастающих расходов на оборону. В частности, было произведено временное сокращение основных расходных статей государственного бюджета, введены новые виды налогов, размещены обязательные государственные займы.

В конце 40 — середине 50-х годов XX столетия науку финансового права обогатили научные труды Б. А. Крынской, Р. О. Халфиной, М. А. Гурвича. В их работах было обозначено мнение авторов о самостоятельном характере отрасли финансового права.

Б. А. Крынская различие между финансовым и административным правом видела в различных предметах правового регулирования. По ее мнению, и советское бюджетно-финансовое, и административное право занимаются вопросами исполнения финансовых законов, но они занимаются этими вопросами с разных сторон. Административное право рассматривает эти вопросы главным образом под углом зрения организации аппарата государственного управления в области государственных финансов и принципов деятельности этого аппарата. Бюджетно-финансовое право имеет своим предметом регулирование общественных отношений в связи с выполнением учреждениями, хозяйственными органами и гражданами их государственных

финансовых обязательств и исполнением плана государственного финансирования социалистического строительства 21 .

Р. О. Халфина говорила о том, что советское финансовое право является частью советского государственного права и административного права, выделившейся в самостоятельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением. По мнению автора, критерием для отграничения финансового права от государственного и административного является предмет регулирования советского финансового права — деятельность государства в области аккумуляции и распределения денежных средств 22 .

М. А. Гурвич при отграничении финансового права от административного исходил из того, что административно-правовые нормы, регулирующие исполнительную и распорядительную деятельность органов государственного управления, распространяются и на деятельность органов финансового управления. В соответствии с позицией автора отношения между отдельными финансово-кредитными органами внутри единой системы финансово-кредитных органов, непосредственно не связанные с выполнением ими своих функций по мобилизации денежных средств, финансированию, кредитованию и осуществлению контроля за целевым и экономным расходованием государственных денежных средств, строятся на основе общих принципов государственного управления и регулируются административным правом.

В тех случаях, когда финансово-кредитные органы выступают в качестве органов, осуществляющих финансовую деятельность, уполномоченных собирать денежные средства, финансировать, кредитовать утвержденные соответствующим органом власти мероприятия по развитию народного хозяйства, просвещения, здравоохранения и т. д. — их деятельность и возникающие в связи с ней отношения регулируются финансовым правом 23 .

В числе оппонентов "финансистов" можно назвать С. С. Студеникина, который предлагал следующую градацию специальной (особенной)

части административного права: 1) управление в области обороны; 2) управление в области административно-политической; 3) управление народным хозяйством; 4) управление в области социально-культурного строительства; 5) управление в области финансов и кредита (выделено мною, — И. Р.) 24 .

Расходы на восстановление народного хозяйства после окончания Великой Отчественной войны некоторое время обеспечивались за счет созданной ранее "военной" финансовой системы. Однако возвращение страны к нормальной жизни требовало пересмотра принципов налогообложения и государственного кредитования. В 1947 году была проведена денежная реформа, в результате которой в СССР была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, значительно сокращено количество наличных денег в обращении и стабилизирован курс рубля. Позже для национальной валюты был установлен золотой стандарт.

В 50-е годы особое внимание уделялось развитию сельского хозяйства. С этой целью были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию и снижены налоги с личных подсобных хозяйств, а также начиная с 1958 года упразднены обязательные поставки сельхозпродуктов для государственных нужд. Кроме того, в этот период было введено новое пенсионное законодательство, отменены некоторые виды налогов, введенные для пополнения бюджета в период военных действий, в частности налог на "холостяков", и снижены ставки по налогам на заработную плату рабочих и служащих. Очередной план развития народного хозяйства был разработан исходя из семилетнего срока.

Важные изменения произошли в финансовой системе Советского Союза в 60-80-е годы XX столетия. В частности, проведение денежной реформы 1961 года, отмена налога на заработную плату рабочих и служащих. Серьезный размах приобрело капитальное строительство, закладывались крупномасштабные программы по развитию атомной энергетики, добыче полезных ископаемых, строительству нефтепроводов и железных дорог, созданию территориально-производственных комплексов и крупных промышленных предприятий. Безусловно, эти мероприятия требовали больших бюджетных ассигнований, покрывавшихся в основном за счет нерациональной политики в области экспорта полезных ископаемых и топливных

ресурсов. Снижение темпов экономического роста стало следствием истощения крупных месторождений полезных ископаемых и неэффективности доминирующего экстенсивного способа развития экономики.

На период 50-70-х годов XX века приходятся "золотые" годы науки советского финансового права. В этот период предмет финансового права включает в себя широкий спектр правовых институтов, а финансовая наука обогатилась серьезными фундаментальными трудами, посвященными различным видам финансовых правоотношений. В трудах советских финансистов были решены важные теоретические вопросы финансового права, сформулированы приоритетные направления развития финансово-правовой науки, заложены основы для последующих научных исследований.

С. И. Вильнянский 25 , Е. А. Ровинский 26 , Б. Н. Иванов 27 , М. И. Пискотин 28 ,, С. Д. Цыпкин 29 , В. В. Бесчеревных 30 высказали убедительные доводы в пользу выделения финансового права в самостоятельную отрасль права и признания за ней специфического предмета и метода правового регулирования.

Так, например, в совместной работе С. Д. Цыпкин и В. В. Бесчеревных отмечают, что обособление финансового права определяется основным содержанием, качественным единством общественных отношений, регулируемых финансовым правом. Все они направлены на плановую мобилизацию и распределение, перераспределение денежных средств и этим отличаются от других групп общественных отношений. Их совокупность нуждается в отдельном правовом регулировании в силу важнейшего политического и экономического значения финансов для решения задач, стоящих перед государством 31 .

Е. А. Ровинский, подчеркивая различие в предметах правового регулирования, наглядно проиллюстрировал особенности взаимодействия административно-правовых и финансовых правоотношений. На его взгляд, отграничение финансового и административного права по предмету правового регулирования не исключает того, что в зависимости от характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства эти отрасли права могут находиться по отношению друг к другу в известном подчинении.

Административное право обеспечивает законные действия должностных лиц финансовой администрации и вместе с тем создает необходимые условия для правильного осуществления финансовых правоотношений. В других случаях финансово-правовые нормы имеют подчиненное значение по отношению к административному праву. Например, жалоба или заявление гражданина на неправильные действия финансового органа по взиманию налогов и других платежей подлежит рассмотрению в административном порядке в сроки, установленные законом 32 .

В числе научных работ, ставших классикой российского финансового права, следует назвать монографии Е. А. Ровинского "Основные вопросы теории финансового права" (1960), М. И. Пискотина "Советское бюджетное право" (1971), Э. А. Вознесенского "Финансовый контроль" (1973), И. А. Андреева "Финансовый контроль в СССР" (1974), Н. И. Химичевой "Субъекты советского бюджетного права" (1979), Л. Л. Вороновой "Правовые основы расходов государственного бюджета" (1981), С. Д. Цыпкина "Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства" (1983). Среди учебников и учебных пособий по финансовому праву до настоящего времени не потеряли своего теоретического значения учебники финансового права под ред. В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкина (1967), под ред. Е. А. Ровинского (1971); учебные пособия В. И. Лисовского "Международное торговое и финансовое право" (1974), О. Н. Горбуновой "Совершенствование финансово-правовых институтов в современных условиях перестройки управления народных хозяйством" (1988) и др.

Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 33 и распад СССР стали эпохальными событиями в истории России, по

значимости и последствиям не уступающими Октябрьской революции 1917 года. Известно, что каждое эпохальное событие в жизни человечества влечет за собой не только перемены в политической, социальной, культурной сферах, но существенным образом затрагивает и сложившуюся систему правовых норм. Переориентация российской экономической политики на основные ценности капиталистического способа хозяйствования выявила необходимость реформирования всей системы законодательства.

Финансовое право достаточно чутко реагирует на происходящие политические, экономические, социальные и иные преобразования в обществе, что, несомненно, сказывается на характере внутренних взаимосвязей финансово-правовых норм. Материя финансового права представляет собой живой организм, требующий постоянного внимания как практика законодателя, так и теоретика-ученого, поскольку только всестороннее изучение происходящих в финансовом праве процессов позволит объективно оценить состояние данной отрасли.

Особая значимость финансового права в системе других отраслей права объясняется тем, какого рода общественные отношения попадают в сферу его регулирования. Финансовое право упорядочивает имущественно-властные отношения по сбору, аккумуляции и использованию денежных средств государства. Реализация функций государства и решение любых социальных, экономических и иных вопросов, стоящих перед ним, требует финансирования, планирования и учета денежных средств, находящихся в распоряжении казны. От того, насколько эффективно будут проведены указанные мероприятия, зависит не только качество решения проблем, стоящих перед государством, но и само существование данного политического института.

На современном этапе российское финансовое законодательство переживает динамичный период своего развития. Многочисленные научные публикации на тему реформирования финансово-правовой системы, публичное обсуждение финансовых законопроектов, принятие двух кодифицированных правовых актов — Налогового и Бюджетного кодексов, свидетельствуют о возрастании роли финансово-правового регулирования общественных отношений. Однако эффективность принимаемых законов, их правовое значение зависит не только от работы законодателя, но и от качества научно-теоретических разработок, основывающихся, в том числе, на положительном опыте прошлых поколений исследователей.

Исторический экскурс в финансовое законодательство России, предлагаемый авторами настоящего пособия, поможет глубже изучить основные этапы его развития, извлечь уроки как позитивного, так и негативного воздействия на развитие общественных отношений нормативных актов, принятых в различные периоды времени.

В книгу включены очерки развития российского законодательства, регулирующего систему органов государственного финансового контроля, бюджетные и налоговые правоотношения, отношения по государственному кредиту, государственные расходы, государственное страхование и денежно-валютную систему.

Принятые сокращения

  • ПСЗ - Полное собрание законодательства.
  • ПСЗРИ — Полное собрание законодательства Российской империи.
  • СЗ - Собрание законодательства РФ (СССР).
  • СП - Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) (СССР, РСФСР).
  • СУ РСФСР — Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР.
Финансирование проектов развития железнодорожной инфраструктуры в России
ОГЛАВЛЕНИЕ
Развитие бюджетного законодательства в Советской России
Глава III ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬВ РОССИИ
Система органов финансового контроляв Советской России в периодс 1917 по 1991 год
Глава IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТВ РОССИИ
Современный этап развитиягосударственного финансового контроляв Российской Федерации
Государственный кредит в Россиина современном этапе
Глава V РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТАСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Развитие государственного кредитав Советской России в 1917-1991 годы
Законодательство о страхованиив период с XVIII века до 1917 года
Основные этапы развитияаудиторского контроля в России
Совершенствование организации страховогодела в России в современный период
Формирование системы органовфинансового контроля в периодс начала XVIII века до 1861 года
Глава VI ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Бюджетное устройство и бюджетноезаконодательство Россиина современном этапе
Глава I СИСТЕМА ФИНАНСОВОГОХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Бюджетное законодательство Россиив начале XX века
Развитие финансового контроля в Россиив период с 1861 по 1917 год
Законодательное регулированиевалютно-денежной системы Советской Россиив 1917-1991 годах
Особенности страхового дела в СоветскойРоссии в период с 1917 по 1991 год
Финансовое хозяйство Российской империив период с начала XVIII века до 1861 года
БИБЛИОГРАФИЯ
Законодательное регулированиегосударственных доходов и расходовна рубеже XIX-XX веков
Развитие советского финансовогозаконодательства. Система государственныхдоходов и расходов в период 1918-1991 годов
КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯО ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИФИНАНСОВОЙ НАУКИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИИ
Преобразования бюджетной системы Россиив XIX веке
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХНОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОФИНАНСОВОМУ ПРАВУ X-XIX века
Особенности формирования современной финансовой системыРоссийской Федерации
Законодательное регулированиевалютно-денежной системы Советской Россиив 1917-1991 годах ч.2
Глава II РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГОБЮДЖЕТНОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Валютно-денежная система Российскогогосударства в период XVIII — начала XX века